2015-11-10

2015-11-10 03:21 pm

Запоздалое признание

ОПЕК уступила США статус ключевого игрока на мировом нефтяном рынке, определяющего векторы развития конкуренции в этой отрасли, признал на конференции «Энергомост "Россия-Япония"» в Токио президент «Роснефти» Игорь Сечин.
По его словам, структура мировой добычи и экспортных потоков меняется, и «эти изменения связаны, прежде всего, с феноменом сланцевой добычи и тем обстоятельством, что балансирование, которое раньше осуществлялось странами ОПЕК, перешло, по сути, к региональному рынку США, который превратился в важнейший регулятор глобального масштаба».
Сечин отметил, что причина такого положения вещей не только в росте добычи сланцевой нефти, но и в том, что именно в США сосредоточен «весь набор факторов, который формирует развитие конкурентного нефтяного рынка»: «финансовые источники, финансовые деривативы, биржевые площадки, развитая система нефтегазопроводов и огромное количество подрядных организаций, которые мультиплицируют на всю экономику эффект от отрасли».
«В этой связи в кратко- и среднесрочной перспективе тенденции мирового нефтяного рынка также в значительной степени будут определяться рынком США», — продолжил Сечин, посетовав, что «совокупный долг только двадцати пяти компаний, занимающихся сланцевой добычей, составляет порядка $150 млрд».

От себя. А несколько лет назад Игорь Иваныч совсем другое говорил. Говорил, что сланцевая нефть это мыльный пузырь и стращал, что гидроразрыв пласта (ГРП), с помощью которого добывается нефть из сланца причиняет непоправимый ущерб окружающей среде. Последнее особенно занятно, т.к. сама Роснефть применяет этот метод чуть меньше, чем на любом месторождении, даже если оно открыто недавно, и можно увеличить добычу иными способами, чем ГРП.
Как результат – достаточно плачевное состояние возглавляемой им компании относительно конкурентов на мировом рынке. В этом году в рейтинге капитализации энергетических компаний Роснефть опустилась с 6 на 10 место. Это, правда, фигня по сравнению с вопиющим опускаловом другой мегакорпорации с таким же эффективным манагером во главе – Газпром упал с 4 на 43 место из-за падения рубля, что повлекло значительные валютные потери и усложнило выплаты долгов.
Это еще раз по поводу влажных мечт Миллера образца 2008 года о триллионной капитализации Газпрома и первым местом среди всех фирм мира по этому показателю.
Вообще, среди первых 250 компаний почти все российские компании ухудшили свое положение по сравнению с прошлым годом, за исключением Сургутнефтегаза, поднявшегося с 18 на 12 место, и дебютанта топ-250 – Волжской ТГК из Самары.
Впрочем, о чем можно говорить, если выручка корпорации Apple (234 млрд. долларов) больше, чем доходы российского бюджета (209 млрд. долл.).